Правовые основы информационного обеспечения потребителей  

Правовые основы информационного обеспечения потребителей

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Правовую основу информационного обеспечения потребителей составляют следующие законы: "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг", "Об информации, информатизации и защите информации". "О рекламе", "Об упаковке и маркировке потребительских товаров, реализуемых в сфере торговли и услуг".

Федеральный закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" регулирует отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров. Причем регламентируется лишь часть информационного обеспечения потребителей, касающаяся одного из средств товарной информации — информационных знаков.

Более широкие правовые основы информационного обеспечения потребителей товаров были сформулированы в Федеральном законе "О защите прав потребителей".

Статьи 8, 9, 10 и 12 этого Федерального закона посвящены правам потребителя на информацию о товаре и предприятии-изготовителе, здесь же регламентируются основные требования к информации. Так, в ст. 8 указывается, что "потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы, реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания, на русском языке.

Информация об изготовителе (продавце) товаров предусматривается ст. 9. а информация о товарах (работах, услугах) — ст. 10. Согласно ст. 10 "изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора".

В ст. 12 предусматривается ответственность за ненадлежащую информацию. Потребитель вправе расторгнуть договор купли-продажи, если из-за предоставления недостоверной или недостаточно полной информации был приобретен товар, не обладающий необходимыми свойствами (например, при покупке кофе растворимого, на самом деле оказавшимся кофейным напитком).

Расторжение договора купли-продажи и требование возмещения причиненных убытков могут произойти, если из-за недостоверной или недостаточной информации невозможно использовать приобретенный товар по назначению.



Потребитель в случае причинения вреда его жизни, здоровью и имуществу, вызванного недостоверной или неполной информацией, вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования о возмещении ущерба в полном объеме, а также потребовать возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся во владении потребителя на праве собственности, либо по иным основаниям, предусмотренным законом или договором.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению в течение установленного срока службы (годности), а если срок службы не установлен, в течение 10 лет с момента изготовления товара.

Федеральный закон "О стандартизации" предусматривает в числе обязательных требование единства маркировки (ст. 7, п. 2), что означает необходимость соблюдения его государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности. Кроме того, в ст. 6, п. 2 указывается, что "нормативные документы по стандартизации на продукцию и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной сертификации, должны содержать правила маркировки продукции и услуг, требования к информации 6 сертификации, включаемой в сопроводительную документацию" .

Регламентация во втором разделе упомянутого закона видов и категорий нормативных документов (НД), устанавливаемых ими требований также создает определенные правовые основы информации о продукции для изготовителей, продавцов и потребителей, так как они являются одним из видов информационных ресурсов.

В дополнение к закону, упомянутому выше, Федеральным законом "О сертификации продукции и услуг" вводится маркировка сертифицированных товаров знаком соответствия с целью информации получателей и потребителей товаров о безопасности этих товаров по медико-биологическим требованиям и санитарным нормам.

Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации", который регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов в информационных процессах и информатизации.

В законе определены основные направления государственной политики в сфере информатизации. Одно из этих направлений — "создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов".

В ст. 13 устанавливаются гарантии предоставление информации: "Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес"

Федеральный закон "Об упаковке и маркировке потребительских товаров, реализуемых в сфере торговли и услуг" регулирует "отношения между изготовителями (исполнителями), продавцами и потребителями в области торговой и производственной упаковки и маркировки потребительских товаров", устанавливает права потребителей на получение достоверной информации о реализуемых товарах с помощью маркировки, определяет требования к производственной упаковке и маркировке потребительских товаров для обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителя и окружающей среды.

Лекция 13


4490734389630519.html
4490819892079445.html
    PR.RU™